Актуально на 28 мар 2023
Возьмите в Системе Завуч готовый план мероприятий к Году педагога и наставника в 2023 году.
В рекомендации есть образец программы наставничества и три индивидуальных плана к ней. В документах эксперты расписали три формы наставничества по методическим рекомендациям Минпросвещения: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Студент – ученик».
Дополните календарный план воспитательной работы мероприятиями, чтобы популяризировать профессию учителя. Президент подписал указ, по которому объявил 2023 год Годом педагога и наставника (Указ от 27.06.2022 № 401). В документе сделали акцент в том числе на учителях, которые занимаются наставнической деятельностью. Правительство также утвердило план основных мероприятий по проведению Года педагога и наставника. На основании федеральных документов эксперты составили план мероприятий для школ.
Видеоинструкция, как разработать план мероприятий к Году педагога и наставника
Видеоинструкция, какие мероприятия запланировать и провести в Год педагога и наставника
Утвердите приказом план мероприятий и состав оргкомитета, который будет в 2023 году курировать в школе мероприятия года. В состав оргкомитета могут войти заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители и ветераны педагогического труда. Смотрите готовый образец приказа.
Можно использовать разные принципы, чтобы подготовить план мероприятий к Году педагога и наставника. Первый вариант – продумать мероприятия самостоятельно. Например, привязать их к датам, историческим личностям или событиям. Для этого используйте перечень государственных и народных праздников или календарный план воспитательной работы вашей школы. Попробуйте рассмотреть события с позиции участия в них педагогов и наставников.
Когда придумаете мероприятия, включите их в календарный план воспитательной работы. Посмотрите пример, как можно связать праздник или памятную дату с деятельностью учителей. Важно, чтобы такие мероприятия воспитывали уважение к педагогу, а школьники больше узнали о работе учителей, образовании и ученых-педагогах. Дополните этими событиями календарный план воспитательной работы вашей школы на 2023 год. Так вы объедините учителей, школьников и их родителей, чтобы показать, насколько важна профессия педагогов.
Второй вариант – включить в календарный план воспитательной работы мероприятия, которые ведомства подготовят на федеральном уровне. Однако такие события обычно организуют только для учителей. Привлечь к ним школьников и родителей не получится.
Школьник будет с удовольствием участвовать в жизни школы, если каждое мероприятие станет для него событием. События необязательно должны быть развлекательными. Они помогут ученику осознать ценности и смыслы, на которые школа ориентируется в воспитательном процессе. К тому же событие – это образец детско-взрослых и детско-детских отношений.
Наполните мероприятия личностным смыслом. Организуйте школьное событие, чтобы дети взаимодействовали с другими участниками и смогли реализовать себя. Так, мероприятие должно иметь личностный смысл для каждого – и для ученика, и для педагога. Чек-лист поможет подготовить мероприятие, которое станет событием для школьников. А на рисунке смотрите признаки события, которое обладает личностным смыслом.
Проведите рефлексию. Обязательный итог каждого события – рефлексия. Желательно, чтобы школьники и учителя провели ее вместе. Так участники мероприятия обсудят, какие качества и смыслы они приобрели по итогам события, и спланируют траекторию событий на будущее.
Опубликуйте информацию о мероприятиях. Предложите школьному пресс-центру подготовить посты для соцсетей. Пусть опишут в них события, которые школа провела в рамках Года педагога и наставника. Желательно освещать не только школьные мероприятия, но и события в классах и параллелях.
Поручите техническому специалисту опубликовать план мероприятий к Году педагога и наставника на официальном сайте школы. Там же можете выкладывать дайджесты событий за каждый месяц. Эти публикации послужат отчетом для проверяющих.
Минпросвещения разработало целевую модель наставничества и подготовило Методические рекомендации по разработке и внедрению системы наставничества в образовательных организациях (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Разработчики описали формы и виды наставничества, права и обязанности, а также функции участников. В ведомстве считают, что в школах должна быть создана система, по которой школьники и учителя получат в помощники наставников.
Наставником в школе может стать опытный учитель или успешный и активный старшеклассник. Главное, чтобы они обладали авторитетом, лидерскими качествами и хотели поддержать коллег или учеников.
Начинающему учителю наставник поможет адаптироваться к коллективу, ученикам и специфике работы, а опытному – справиться с выгоранием. Он способствует профессиональному развитию коллег, проясняет цели, служит примером и дает взгляд со стороны на деятельность педагога.
Наставник потребуется школьнику с низкими образовательными результатами и трудному подростку. Если наставником будет ученик, то он окажет влияние как равный, без строгой субординации. Школьнику-новичку наставник поможет адаптироваться в новой обстановке, познакомиться с одноклассниками, а нерешительному талантливому ученику – подготовиться к олимпиаде или публичному выступлению с проектом.
Если вы правильно организуете работу наставников, в школе повысится качество подготовки учеников и снизится количество школьников из группы риска. Еще один положительный момент – повысится школьное благополучие.
Обычно ответственным за создание системы наставничества директор назначает замдиректора по УВР. Поэтому разработайте положение о программе наставничества и оформите саму программу. Подготовьте приказ о внедрении программы наставничества.
Чтобы внедрить наставничество в школе, подготовьте положение. Опишите в нем, для чего собираетесь организовать наставничество, определите зоны ответственности и функции участников. Опишите права и обязанности наставников и наставляемых.
Укажите, кто может стать наставником и как будет проходить отбор и обучение желающих. Подробно пропишите критерии, по которым будете формировать пары или группы из наставников и наставляемых, опишите процесс закрепления наставнических пар.
Перечислите документы, которые должны будут представить наставники для отчета. Определите отчетные периоды и опишите, как будете проводить мониторинг.
Ниже смотрите готовое положение и видеоинструкции, что в него включить. Вы можете составить свой документ по образцу.
Видеоинструкция, как прописать в положении порядок организации наставничества
Видеоинструкция, как зафиксировать в положении полномочия участников программы наставничества
Разработайте программу наставничества. Выделите в ней девять основных разделов:
В пояснительной записке напишите, для чего вы разрабатываете программу. Укажите цели и задачи. Дайте трактовку терминов и понятий, которые используете в программе.
После этого опишите структуру управления реализацией программы. Выделите направления деятельности и подробно пропишите, что предстоит сделать на каждом направлении. Укажите сроки и ответственных.
Далее опишите этапы реализации программы. Нужно подготовить условия для запуска программы, назначить куратора, сформировать базу наставляемых, отобрать и обучить наставников и сформировать пары или группы. Вместе с куратором контролируйте ход реализации программы и подводите итоги. Выделите каждое действие в отдельный этап. Внутри этапов продумайте мероприятия.
В разделе «Кадровые условия реализации программы» объясните, чем занимается куратор программы. Там же укажите, как формируются базы кураторов и наставляемых.
Дайте описание форм наставничества в школе. В рекомендациях Минпросвещения их пять: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Студент – ученик», «Работодатель – ученик», «Работодатель – студент». Определите, какие подходят для вашей школы. Вы можете выбрать одну или несколько форм.
Для каждой формы объясните, какие цели и задачи с ее помощью можно решить и каких результатов достичь. Дайте характеристику участников. Укажите, как взаимодействуют наставники с наставляемыми. Подробно пропишите механизм реализации модели. Зафиксируйте, какие мероприятия планируете для достижения результата.
В разделе «Мониторинг и оценка результатов реализации программы» пропишите, как именно будете проводить мониторинг. Укажите, по каким показателям просчитаете успешность программы в школе. В отдельном разделе зафиксируйте критерии эффективности работы наставника.
Также отдельно укажите, как будете мотивировать и поощрять наставников. Составьте список мероприятий, на которых подведете итоги, поздравите и наградите наставников грамотами и благодарственными письмами.
Дорожную карту внедрения программы наставничества сделайте частью общей программы. Включите в дорожную карту мероприятия по внедрению программы. Предусмотрите работу по информированию педагогов и родителей о мероприятиях программы. Распишите действия, с помощью которых привлечете наставников к работе. Укажите сроки и ответственных.
Чтобы проинформировать учителей и учеников о программе наставничества, разместите документ на школьном сайте. Опубликуйте описание форм наставничества и шаблоны заявлений. Укажите фамилии, телефон и электронную почту ответственного и куратора программы.
Видеоинструкция, как составить программу наставничества
Видеоинструкция, как составить дорожную карту внедрения программы наставничества
Составьте приказ о внедрении программы наставничества. Таким приказом вы можете утвердить положение о программе наставничества, саму программу и планируемые результаты ее внедрения. Оформить документы можно в виде приложений к приказу. Также укажите в приказе ответственного за внедрение наставничества и куратора, обозначьте их обязанности.
Ответственным за внедрение наставничества обычно назначают замдиректора по учебно-воспитательной или методической работе. Куратором может быть работник школы или представитель социального партнера, если его деятельность связана с наставничеством, волонтерством, образованием и воспитанием. В обязанности куратора входит ведение базы наставников и наставляемых, обучение наставников, решение организационных вопросов и участие в мониторинге реализации программы. Также куратору предстоит проводить оценку вовлеченности в программу наставничества, готовить и подавать отчет в установленные сроки. Сведения о количестве участников школьной программы наставничества за 2022 год нужно направить до 20 января 2023 года (п. 4.9 распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145).
Образец приказа и видеоинструкцию, как его составить, смотрите ниже.
Видеоинструкция, как подготовить приказ о внедрении программы наставничества
После того как подготовите условия для запуска программы, приступайте к ее внедрению. Вместе с куратором сформируйте базы наставников и наставляемых, обучите наставников. Сформируйте наставнические пары или группы и организуйте их работу.
Чтобы сформировать базы данных наставников и наставляемых, выявите, кому из учеников и педагогов школы необходим наставник. Определите, кто будет наставником и кому он будет помогать.
Поручите классным руководителям собрать сведения о новичках, которым трудно адаптироваться в школе, об учениках с трудностями в обучении и о школьниках с особыми образовательными потребностями. Пусть они расскажут родителям и ученикам о возможностях наставничества, опишут ситуации, в которых наставник поможет школьнику. Это можно сделать на классных часах и родительских собраниях.
Подготовьте списки молодых специалистов и вновь прибывших учителей. Передайте материалы куратору и поручите сформировать базу данных наставляемых. Ниже смотрите готовый образец базы данных.
Чтобы сформировать базу наставников, определите лидеров среди учеников и опытных учителей. Это будут потенциальные наставники. Чтобы определить, какими качествами должен обладать наставник, используйте памятку.
Памятка. Профессиональные и личные качества наставника
Если вы выбрали форму наставничества «Ученик – ученик», проведите работу со школьниками. Соберите сведения об активных старшеклассниках, успешных в учебе и пользующихся авторитетом у сверстников. Предложите им стать наставниками. Согласуйте решение школьников с родителями.
Если в коллективе есть молодые специалисты и вновь прибывшие педагоги, школе придется организовать для них наставничество в форме «Учитель – учитель». Предложите опытным активным педагогам стать наставниками для начинающих коллег. Это можно сделать на педагогическом совете. Другой вариант – поручить руководителям профессиональных объединений педагогов включить в повестку заседаний вопрос о наставничестве.
Пригласите в школу выпускников – активных, успешных в учебе и спорте студентов вузов. Расскажите им о наставничестве. Объясните, что они могут стать наставниками и помочь старшеклассникам в учебе, подготовке к конкурсам и соревнованиям. Так вы организуете наставничество в форме «Студент – ученик».
Соберите от желающих заявления и согласия на обработку персональных данных. Утвержденной формы заявления нет. Будущий наставник может написать его в свободной форме или использовать готовый шаблон.
Директору МБОУ «Средняя школа № 1»
Андрееву А.А.
от Юдина Сергея Петровича,
обучающегося 11 «В» класса
Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» на 2023 год.
Контакты кандидата: тел. 8 (987) 123-45-67 E-mail: udin_s@nail.ru
1. Согласие родителей: Юдиной А.В и Юдина П.И.
С Положением о программе наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» ознакомлен(а).
Дата написания заявления: «1» марта 2023 г.
Подпись Юдин Расшифровка подписи Юдин С.П.
Подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ.
Проведите собеседование с кандидатами. Обсудите кандидатуры наставников – учеников и студентов – с классными руководителями, наставников-учителей – с руководителями ШМО. Поручите куратору заполнить базу данных наставников. Чтобы составить документ, ниже смотрите готовый образец.
Определите сроки и формат обучения наставников. Это могут быть еженедельные занятия в течение месяца или двухдневный интенсив. Составьте программу обучения. Включите в нее обязательные темы:
Подберите методические материалы для наставников. Предложите им памятки «Руководящие принципы наставника» и «Качества успешных наставников».
Памятка. Руководящие принципы наставника
Памятка. Качества успешных наставников
Используйте ролевые игры, разбор кейсов. Они повышают эффективность обучения. Поручите обучение наставников куратору. Пусть он привлечет экспертов, специалистов по наставничеству и успешных наставников из других школ. Ниже смотрите сценарий тренинга и пример оформления программы обучения наставников.
Программа предназначена для подготовки наставников к реализации программы наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1».
Цель: получение наставниками необходимых знаний, умений, навыков в области общения с наставляемыми, формирование психологических установок, необходимых для выстраивания осмысленных и продуктивных отношений с ними.
Сроки обучения: программа рассчитана на 12 часов, 3 часа в неделю в течение месяца.
Тема 1. Самоанализ и навыки презентации.
Опыт личностный, профессиональный, жизненный. Мои сильные и слабые стороны. Мои достижения. Мои недостатки. Моя мотивация. Мои умения. Рефлексия.
Тема 2. Обучение эффективным коммуникациям.
Способность делиться опытом: знаниями и умениями. Умения, принципы и инструменты, которые позволяют эффективно передать собственный опыт. Активное слушание. Грамотное целеполагание. Структурность речи. Позитивный взгляд и активная жизненная позиция. Разбор ролевых ситуаций.
Тема 3. Этапы реализации программы наставничества.
Знакомство с наставляемым. Планирование будущей работы. Решение конкретной задачи. Решение внезапно возникшей проблемы. Решение ситуации организационного нарушения. Завершение программы наставничества.
Тема 4. Формы работы с наставляемыми.
Универсальные формы (беседа, консультация, совет, разбор проблемы, совместная деятельность). Поддержка в становлении индивидуальности наставляемого (оказание помощи в выборе направлений дополнительного образования). Содействие в проявлении индивидуальности наставляемого (помощь в подготовке к участию в олимпиаде, конкурсе, спортивном, творческом, профессиональном и ином мероприятии). Помощь в самоорганизации (составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания). Групповые формы работы: организация конкурсов, концертов, соревнований, хакатонов для команд; организация образовательных тренингов и интенсивов; коллективное приглашение на мероприятия для появления новых знакомств и контактов; ролевые и педагогические игры; групповая работа над проектом; волонтерская или благотворительная деятельность. Помощь в профессиональном становлении наставляемого.
Оформите для педагогов и учеников стенд по наставничеству. Он может содержать информацию о мероприятиях и конкурсах в рамках Года педагога и наставника, локальные акты, методические материалы. Смотрите ниже иллюстрированную схему стенда. Нажмите на точки, чтобы увидеть содержимое блоков.
Иллюстрированная схема, как оформить стенд по наставничеству
Разместите план мероприятий к Году педагога и наставника
Оформите на стенде информацию о конкурсах для педагогов и наставников. Включите в перечень федеральные и региональные мероприятия.
Так все заинтересованные смогут принять участие
Создайте «доску почета» наставников, разместите фотографии и укажите достижения
Подберите методические материалы для наставников. Предложите им памятки, которые помогут в работе
Разместите на стенде памятку для наставляемого. Включите в нее правила работы с наставником
Расположите на стенде программу наставничества, чтобы проинформировать учителей и школьников. Укажите фамилии, телефон и электронную почту ответственного и куратора программы
Разместите на стенде положение о программе наставничества. Так с ним смогут ознакомиться все желающие
Дайте образцы индивидуальных планов развития для наставляемых
Предложите образец заявления на участие в программе. Тогда желающие смогут принять участие в программе наставничества
Видеоинструкция, как оформить стенд по наставничеству
Вместе с куратором сформируйте наставнические пары или группы. Организуйте их работу.
Когда будете подбирать пару для наставника или формировать группу, ориентируйтесь на опыт наставника и запросы наставляемых. Стремитесь к тому, чтобы в парах или группах сложился взаимный интерес и симпатия. Это необходимо для достижения целей наставничества. Чтобы сформировать пары или группы, смотрите ниже характеристики участников и формы взаимодействия.
Сначала организуйте общее мероприятие для наставников и наставляемых. Используйте для этого активные форматы. Например, квест, соревнование. Это поможет сплотить участников и сформировать пары или группы. Затем пригласите каждую пару или группу отдельно и помогите спланировать работу. Делайте это совместно с куратором и педагогом-психологом. Утвердите наставнические пары приказом директора. Смотрите готовый образец приказа.
Организуйте работу наставнических пар или групп. Совместно с кураторами и наставниками разработайте индивидуальные планы развития для наставляемых. Укажите в них форму наставничества и ролевую модель. Определите мероприятия, сроки и планируемый результат. Для разработки индивидуальных планов возьмите готовые образцы. Также смотрите видеоинструкции, как их составить.
Видеоинструкция, как разработать индивидуальный план развития под руководством наставника в форме «Ученик – ученик»
Видеоинструкция, как разработать индивидуальный план развития под руководством наставника в форме «Учитель – учитель»
Видеоинструкция, как разработать индивидуальный план развития под руководством наставника в форме «Студент – ученик»
Совместно с куратором и наставниками обговорите организационные вопросы, определите количество встреч наставников с наставляемыми. Наставник может встречаться с наставляемым очно. Такие встречи должны быть запланированы заранее и длиться не менее часа. Дистанционная работа наставника с наставляемым в формате переписки в социальных сетях и телефонных разговоров не регламентируется. Но фиксировать результаты таких встреч необходимо.
Пусть наставники фиксируют результаты встреч в дневнике. Это поможет наставнику вовремя скорректировать план, а куратору – оценить работу наставника. Вместе с куратором посетите встречи и проведите их анализ. Для этого предложите ответить на вопросы наставнику и наставляемому и сравните ответы. Пример опросника смотрите ниже.
ФИО ________________________________
Ваша роль в наставнической паре (нужное подчеркнуть): наставник / наставляемый
Дата встречи:________________________
1. Приблизились ли в вы сегодня к цели? ____________________________
2. Что сегодня получилось хорошо? _________________________________
3. Что стоит изменить в следующий раз? _____________________________
4. Как вы сейчас себя чувствуете? ____________________________________
5. Что нужно сделать к следующей встрече? _____________________________
Поручите куратору посетить заключительную встречу каждой наставнической пары или группы. На этой встрече необходимо обсудить работу и подвести итоги. Пусть куратор предложит наставникам и наставляемым ответить на вопросы и зафиксирует ответы. Это поможет оценить результат работы наставника. Пример опросника для заключительной встречи смотрите ниже.
ФИО ________________________________
Ваша роль в наставнической паре (нужное подчеркнуть): наставник / наставляемый
Дата встречи:________________________
1. Что самого ценного было в вашем взаимодействии?
_____________________________________________________________________
2. Каких результатов вы достигли?
_____________________________________________________________________
3. Чему вы научились друг у друга?
_____________________________________________________________________
4. Оцените по десятибалльной шкале, насколько вы приблизились к цели (где 10 – цель достигнута полностью, 0 – цель не достигнута) ______________________________
_____________________________________________________________________
6. Что вы поняли про себя в процессе общения?
______________________________________________________________________
7. Чем запомнилось взаимодействие?
______________________________________________________________________
8. Есть ли необходимость продолжать работу вместе?
9. Хотели бы вы стать наставником или продолжить работу в роли наставника?
Чтобы подвести итоги наставничества и наградить лучшие пары или группы, запланируйте финальное мероприятие. Например, фестиваль. Пусть он будет торжественным и публичным. Это поможет заинтересовать тех, кто хочет стать наставником, повысит престиж наставничества.
Пригласите на мероприятие учеников, родителей, педагогов и выпускников школы. Включите в план мероприятия презентации работы наставнических пар или групп. Лучшие презентации разместите на сайте школы в разделе «Наставничество». Создайте виртуальную или реальную доску почета наставников, разместите фотографии и укажите достижения.
Поручите куратору проводить мониторинг реализации программы наставничества. Минпросвещения рекомендует разделить мониторинг на два этапа. Сначала оценить качество и условия реализации программы наставничества и работу наставнических пар. На втором этапе проанализировать влияние программы наставничества на участников.
Для анализа качества и условий реализации программы поручите куратору провести SWOT-анализ реализации программы наставничества. Для этого куратору нужно опросить участников программы, обобщить ответы и внести сведения по каждой форме наставничества в таблицу SWOT-анализа. Пример заполнения таблицы смотрите ниже.
Чтобы оценить условия организации программы и понять, насколько она соответствует требованиям, поручите куратору заполнить анкеты куратора. Вместе проанализируйте их и сделайте выводы.
На втором этапе мониторинга необходимо оценить влияние наставничества на школьников и учителей. Для этого поручите куратору провести анкетирование наставников и наставляемых перед началом совместной работы и после ее завершения, проанализируйте ответы и сделайте выводы.
Чтобы куратору было проще собрать информацию для мониторинга, предложите ему готовые формы. Они помогут собрать сведения для анализа и оценить эффективность программы наставничества.
Оформите результаты мониторинга в виде аналитической справки. В справке укажите нормативно-правовые основания для проведения мониторинга, опишите цель и этапы.
В первой части справки оцените качество, эффективность и условия реализации программы. Сделайте это на основе анализа анкет наставников и наставляемых всех форм наставничества.
Для оценки качества внесите в таблицу 1 сильные и слабые стороны программы, а в таблицу 2 – возможности и угрозы. Для оценки эффективности программы наставничества заполните таблицы 3 и 4. В таблице 3 сравните достигнутый результат с планируемым. С помощью таблицы 4 определите уровень эффективности программы.
Чтобы оценить соответствие условий реализации программы требованиям Целевой модели, современным подходам и технологиям, проведите количественный анализ результатов программы наставничества. Для этого определите разницу между показателями до и после реализации программы и значение в процентах по каждому изучаемому параметру.
Сделайте выводы по первому этапу мониторинга. Зафиксируйте, насколько качество реализуемой в школе программы наставничества отвечает принципам и требованиям Целевой модели и как изменились условия социального и профессионального благополучия в школе.
Во второй части справки проанализируйте, какое влияние оказало наставничество на школьное сообщество. Сравните результаты анкетирования участников до входа в программу наставничества и по итогам участия и программе. Так вы оцените мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества, динамику учебных результатов и уровень вовлеченности учеников в образовательную деятельность.
Сделайте выводы по итогам второго этапа мониторинга. Покажите в них, как изменилась успеваемость учеников и уровень удовлетворенности профессией у учителей. Оцените эмоциональное состояние школьников и психологический климат в коллективе.
В конце справки сформулируйте общие выводы. Вам необходимо отразить четыре основных позиции:
Возьмите за основу готовый образец справки. Еще смотрите видеоинструкцию, что включить в справку по итогам мониторинга программы наставничества. Обсудите результаты мониторинга на педагогическом совете. При необходимости скорректируйте программу наставничества.
Видеоинструкция, что включить в справку по итогам мониторинга программы наставничества